Классический факторинг — финансовая услуга, при которой компания продает свои денежные требования факторинговой компании (фактору). Фактор, в свою очередь, берет на себя ответственность за выставление счетов клиентам и сбор платежей. В такой схеме заказчик — это покупатель, или должник, а поставщик — компания, которая оказывает услуги или поставляет товар заказчику и получает денежные средства за товары или услуги от Фактора быстрее, чем если бы он ждал оплаты от своих заказчиков.
В таком финансовом процессе участвуют:
- фактор — организация, предоставляющая финансирование;
- заказчик — может быть госкомпанией, муниципалитетом или коммерческим предприятием/компанией;
- поставщик (подрядчик), работающий по контракту с отсрочкой платежа.
Факторинговая компания берет на себя право требования оплаты от заказчика/покупателя. Таким образом, поставщик получает финансирование раньше установленного срока платежа, а фактор — право на последующее взыскание задолженности с покупателя. Вознаграждением факторинговой компании за предоставленное финансирование является комиссия, которую выплачивает поставщик — компания, привлекшая финансирование. Размер комиссии определяется условиями договора факторинга и зависит от ряда условий, включая объем уступаемых требований заказчика, сроки платежей, платежеспособность дебитора и другие.
Факторинг позволяет поставщикам решать проблему нехватки оборотных средств, а покупателям — оптимизировать денежные потоки за счет отсрочки платежей, риски неоплаты берет на себя фактор.